DANUBE.AT.UA
Загружаемся...
Катушка. Большие задачи малого механизма - статьи и видео - статьи - Рыбалка на Дунае

Меню сайта
 Главная  Статьи и видео  Форум рыбаков  Фотоальбом  Рецепты  Гостевая книга  Карта  Регистрация  Обитатели   Разное 
Наш опрос
какую рыбу вы предпочитаете
Всего ответов: 591
Статистика

у компа: 1
ушли на рыбалку: 1
рыбаков: 0
Главная » Файлы » статьи и видео

Катушка. Большие задачи малого механизма
16.10.2011, 19:35

Большие задачи малого механизма

Юрий Заславский

Механизм спиннинговой катушки крайне компактен и не соизмерим с нагрузками, которые уму приходится выполнять. При интенсивной ловле (один - два разы в неделю) ресурс даже самой хорошей спиннинговой катушки редко превышает три сезона. А разговоры (мол, моя катушка служит мне верой и правдой не один десяток лет) ведут те, кто оказывается со спиннингом на водоеме от силы несколько раз за год.

В этой статье мы постараемся разобраться в особенностях работы механизма и его вспомогательных элементов, качество работы которых влияет на успех рыбалки в целом.

Тенденция последних лет свидетельствует о том, что все без исключения мировые производители спиннинговых катушек отдают предпочтение товарному виду и снижению себестоимости за счет качества и, как следствие, долговечности механизмов.

Львиная доля снастей в настоящее время производится в странах азиатского региона. Южная Корея, Таиланд, Тайвань, Сингапур, Малайзия, Бангладеш и конечно же Страна восходящего солнца - вот далеко не полный список стран-производителей.

Выбираем катушку

Перед вами встала задача пробрести добротную надежную катушку. Выбор катушки следует начать с осмысления основных параметров спиннинговой катушки, влияющих на успех рыбалка.

1.Чувствительность и плавность хода - важнейшая характеристика, обеспечивающая класс проводки приманки. Катушка - это инструмент, позволяющий рыболову с помощью проводки приманки не только соблазнить осторожного хищника, но и исследовать водоем. Проводя аналогию, как бы не был велик музыкант, плохой музыкальный инструмент сведет на нет его выступление. Способность спиннингиста контролировать приманку на всех стадиях проводки - основа успеха, и без грамотно подобранной спиннинговой снасти, в основе которой лежит механизм катушки, просто не обойтись.

2.Тяговитость - характеристика, обеспечивающая рыболова возможностью решать возникающие во время рыбалки задачи. Многие рыболовы посчитают, что основным достоинством высокой тяги механизма является возможность справиться с крупным хищником. Это безусловно важно. Но самым важным достоинством тяговитого механизма является возможность комфортной проводки. Во многих статьях я уже приводил пример с вращающейся блесной. Вы ставите среднего размера вертушку и ощущаете неприятную тяжесть при вращении ручки. Диагноз однозначный - катушка "не тянет". Если вы приобрели подобную катушку, то совершили большую ошибку, исправить которую можно, лишь потратив деньги на новую.

3.Плавность регулировки фрикциона - обеспечивает как предохранение лески от обрыва так и защиту самого механизма от перегрузки. Регулировка фрикциона у спиннинговых катушек осуществляется регулировочным винтом, расположенным в передней или задней части катушки. Плавность регулировки позволяет с высокой точностью отрегулировать механизм и исключить обрыв лески в любых экстремальных ситуациях.

4.Надежность - параметр, которому рыболовы уделяют максимум внимания, выбирая себе спиннинговую катушку. Надежность катушки - это грамотно сконструированный и сбалансированный механизм и его отдельные узлы в целом. Для того чтобы разобраться, что же нужно знать при выборе спиннинговой катушки и на что нужно обратить внимание, рассмотрим все основные узлы спиннинговой катушки.

Корпус


Фото 2. Корпус катушки изготовлен из
титаномагниевого спалава, что
обеспечивает прочность и
легкость конструкции



Фото 3. При изготовлении корпуса
применена технология беззазорной
посадки подшипников в корпус.



Фото 4. Бронзовые направляющие на
крышке - признак класса катушки.
Они позволяют четко фиксировать
соосность червячного механизма.



Фото 5. Только подшипники высокого
класса, преимущественно японского
производства, обеспечивают долговечность.



Фото 6. Качество сборки, материалов
и конструкторское решение узла
опоры ротора во многом предопределяет
долговечность и класс всего
механизма в целом



Фото 7. Наиболее удачным материалом
для изготовления червяка считаются
изностойкие сорта бронзы.



Фото 8. На обеих опорах косозубой
шестерни устанавливаются подшипники.

От корпуса катушки требуется легкость, прочность, жесткость и хорошая механообработка, обеспечивающая идеальное сопряжение деталей механизма (фото.2)

Идеальным материалом для корпуса является легкосплавные металлы. Очень важно, чтобы крышка корпуса имела направляющие, обеспечивающие исключение перекоса механизма. (фото.3)

Все посадочные места опор, в которых обязательно должны стоять подшипники, должны быть отфрезерованы таким образом, чтобы обеспечивать беззазорную посадку подшипников (фото.4)

Подшипники

В последнее время именно количеством подшипников принято определять класс и уровень катушки. Быстро поняв, что это легко обеспечить, наши "китайские друзья" выпустили огромное количество на вид вполне симпатичных с огромным количеством подшипников одноразовых побрякушек. Давайте разбираться, сколько же действительно нужно подшипников. Начать следует с качества шариковых, роликовых и игольчатых подшипников, применяемых в спиннинговых катушках. (фото.5)

Рассчитывать, что в "китайском чуде", блестящем всеми цветами радуги, стоят качественные подшипники, по крайней мере, наивно. Цена их настолько ничтожна, как, впрочем, и качество, что если бы их безмерного количества зависели продажи, недобросовестные производители обязательно досыпали бы еще горсть, другую внутрь, указывая, что катушка на, скажем, 25 подшипниках.

Впрочем, толку от подшипника, болтающегося в опоре и на оси, не более, чем от просто брошенного внутрь корпуса. Не имея возможности обеспечить высокое качество обработки, в странах Востока решают эту проблему множеством пластиковых уплотнителей. Мягкий и плавный ход обеспечен, правда до первой рыбалки. Качество подшипников во многом определяет срок службы всего механизма.

Сколько подшипников в катушке следует считать оптимальным? Самым нагруженным узлом катушки является вращающийся ротор. Установка, как принято говорить среди спиннингистов, "в голове" подшипника серьезно продлевает срок службы катушки. (фото.6, 7)

Ресурс головной опоры катушки резко возрастает, и возникает необходимость установки двух подшипников в опоры ведущей шестерни, или, попросту говоря, в опоры ручки. (фото.8) Это еще продлевает срок работы механизма и требует соответствующего увеличения ресурса ролика лесоукладывателя. В него тоже устанавливают подшипник.

Итак, четыре подшипника - это первый этап создания долговечной катушки. Количество подшипников может расти по мере возрастания количества опор, на которые, по мнению конструкторов, необходимо их устанавливать. Оптимально, если в катушке все основные нагруженные опоры стоят на подшипниках. На мой взгляд, оптимальное число подшипников размещено в представленном нами механизме катушки Excia (схема).

Зубчатая пара шестерен


Фото 9. Качество сборки материалов
и конструкторское решение узла
опоры ротора во многом
предопределяет долговечность и
класс всего механизма в целом



Фото 10. Наиболее удачным материалом
для изготовления червяка
считаются износостойкие
сорта бронзы.



Фото 11. При выборе материала
косозубой шестерни в настоящее
время предпочтение отдается
цинковым сплавам.



Фото 12. Качество ролика
лесоукладывателя во многом
предопределяет класс
катушки в целом.



Фото 13. Наличие в узле ролика
подшипника обязательно.



Фото 14. Проблема перехлеста лески
вокруг узла ролика
решена путем создания
конусного элемента на
дутой дуге.



Фото 15. Механизм стопора обратного
хода помогает исключить
ударные нагрузки на зубья
червячной пары.


Основной элемент любой катушки, от которого во многом зависят и тяговые характеристики, и плавность хода (фото.9). Можно долго рассказывать об этом элементе, козыряя формулами из курса "Теории машин, сопромата и металловедения", но мы ограничимся лишь общим подходом. Червяк, или ведомая шестерня, чаще всего изготавливается из износостойкой марки бронзы (металл желтого цвета) (фото.10). Определить материал можно визуально, сняв с катушки шпулю и разглядев торец червяка.

Конечно, изготовитель катушки мог и "схимичить", поставив дешевую латунь, но от этого может застраховать покупка катушек известных производителей. Косозубая, или ведущая, шестерня в прошлом изготовлялась из стали, но в подавляющем большинстве современных хороших катушек применены цинковые сплавы, практически не уступающие при подобном использовании стали (фото.11). При выборе материала червячной пары сталь даже уступает цинковым сплавам, так как бронза по цинковым сплавам, так как бронза по цинковому сплаву работает мягче и дольше, что, в общем, и требуется.

Механизм лесоукладывателя

От того, насколько аккуратно и грамотно укладывает катушка леску, зависит дальность и точность полета приманки. В различных катушках применяют различные механизмы, обеспечивающие возвратно-поступательное движение шпули. Наиболее удачным в настоящее время считается механизм с бесконечным червяком. Это механизм позволяет укладывать леску мелким крестом, что исключает застревание лески между предыдущими витками и существенно увеличивает дальность заброса при меньшем износе лески. Особенно это важно, когда рыболов применяет плетенные лески.

Узел ролика лесоукладывателя

Самый миниатюрный и самый нагруженный элемент спиннинговой катушки (фото.12,13,14). Вся нагрузка ложится на ролик. Поэтому в современных катушках его размер стараются максимально увеличить, устанавливая на опорный подшипник. Кроме того, этот узел разработан в последних моделях с системой антизакручивания лески, что существенно облегчает жизнь рыболову, в особенности при ловле на вращающиеся приманки и на течении, когда леска особенно перекручивается, способствуя образованию бороды. Очень важным техническим решением, исключающим перехлест лески вокруг ролика, является применение конической дуги узла лесоукладывателя.

Механизм стопора обратного хода

В последнее годы этот механизм завоевал огромную популярность среди спиннингистов. В то же время не многие фирмы освоили надежную работу этого узла. Механизм представляет собой некое подобие большого роликового подшипника (фото.15). При выключенном положении механизма он в работе не участвует. При переключении флажка в рабочее положение ролики выдвигаются и вступают в контакт с обоймой ротора, вращаясь на месте. При начале движения ротора в обратную сторону ролики встают в распор, надежно фиксирую ротор, не давая ему обратного хода. При применении этого механизма есть общая ошибка. Многие используют его постоянно при ловле рыбы. Однако этот механизм не рассчитан на постоянную работу, и применять его следует только при борьбе с рыбой.

Именно при вываживании крупной рыбы червячный механизм испытывает множественные ударные нагрузки, от которых его и защищает механизм обратного хода.

Ручка катушки

Казалось бы, элементарная деталь, которой не следует придавать особого внимания. Но, как показывает практика, это один из самых проблематичных узлов катушки. В большинстве катушек ручка складывается в походное положение. И вот это механизм во многих катушках крайне не надежен. Следует уделять внимание при выборе катушки и самой вращающейся рукоятке.

Наличие в ней подшипников существенно продлит срок службы этого узла. Кроме того, обязательно обращайте внимание на форму рукоятки. Прежде чем покупать катушку, посмотрите, насколько вас устраивает форма ручки.

Шпуля катушки и механизм фрикциона


Фото 16. Выбирая катушку, убедитесь
в плавности регулировки и
работы фрикциона.



Фото 17. Конус шпули на дальность
заброса не влияет, а вот борт
с покрытием нитрида титана,
влияет положительно.


Я не случайно объединил эти два узла вместе. Чаще всего часть механизма фрикциона смонтирована внутри шпули. Выбирая катушку, убедитесь в плавности регулировки и работы фрикциона. Регулировочной винт должен вращаться с частыми щелчками, усилие вращение шпули должно изменяться очень плавно. Слегка увеличивая усилия, проверьте, чтобы усилие на шпуле возрастало также плавно (фото 16, 17). При выборе катушки следует обращать внимание на форму и тип шпули. Одно время в моду вошли катушки с длинными шпулями - как их называли, "Long Cast".

Но практика показала, что подобные конструкции требуют большого хода оси катушки, на которой закреплена шпуля. Тем самым механизм становится менее жестким и как следствие быстрее разбалтывается. Затем фирма Daiwa применила шпули с обратным конусом "ABS". Давайте разберемся, какая же форма шпули предпочтительней.

В основном форму шпули изменяли для более дальнего заброса. Но длинная шпуля, помимо ослабления механизма катушки, имела и еще один большой недостаток. При забросе с нее достаточно часто слетали витки лески, создавая так всеми нами, спиннингистами, "горячо любимые" бороды. Катушки с низкими и глубокими шпулями имели меньшую дальность заброса. Связано это с высоким трением лески о бортик шпули. На самом деле дальность заброса приманки в основном зависит от площади поверхности лески, тем меньше трение лески о борт шпули при забросе. Конус шпули как прямой, так и обратный на дальность заброса не влияет. А вот борт с износостойким и антифрикционным покрытием из нитрида титана на дальность влияет положительно.

энциклопедия "На рыбалку",2006

Категория: статьи и видео | Добавил: ANSE | Теги: энциклопедия, На рыбалку, катушка, фото
Просмотров: 2674 | Загрузок: | Рейтинг: 1.0/3